|
"Девять
версий вечности". |
Очередная премьера во МХАТе им. Чехова - пьесы
Милорада Павича "Вечность и еще один день" в
постановке Владимира Петрова стала внеочередным
откровением. По словам автора, от этого его творения
театры, кроме МХАТа, шарахались, как от сценической
каракатицы. Еще бы - на выбор зрителя две версии
пьесы, а на самом деле их заложено в тексте девять!
|
..."Зачем люди живут на Земле? Откуда берется
любовь?" Да неизвестно зачем и неизвестно откуда. На
самые главные вопросы ответов нет, и это знает
писатель-философ - сказочник Павич. По его
представлению, сам он стал писателем "лет двести
тому назад", а местом проживания считает регион от
Румынии до Сербии. Его долгое время не читали, не
понимали. Теперь его творчество именуют литературой
XXI века. В пьесе переплелись сербские легенды
(которые, правда, если верить ему, он сочиняет сам),
язычество, библейские сюжеты.
|
Колдун Бранкович создает из глиняной фигурки себе
сына под 40-й псалом как под заклинание и наделяет
его вполне земными страстями и вполне земной
болезнью - сенной лихорадкой (новоявленный Адам то
чешется, то чихает): "Сыновей надо делать без баб,
лучше, чтобы у них вообще не было матери". И вот
этот "глиняный" юноша-красавец (Егор Бероев)
и пятнадцатилетняя Калина (Дарья Мороз) встретились
и полюбили друг друга. А уж что из этого
получилось...
|
Две версии, "мужская" и "женская". Пессимистическая
и оптимистическая. Голосование перед спектаклем -
карточками, в ящичках, как на выборах. Режиссер и
актеры узнают о том, что им играть в этот вечер,
буквально за пять минут до начала. Интереснее одна
версия или другая - не суть важно (я видела
"женскую"). Главное, что на подмостках
знаменитейшего театра (Павич даже поцеловал в первый
свой приезд легендарную чайку на его занавесе)
появился спектакль необычный, эротический и светлый,
нетрадиционный, но в то же время заставляющий
вспомнить лучшие традиции - Фоменко, Някрошюса,
Додина. Очень живописный, красивый, гармоничный.
Спектакль, о котором, наверно, мечтал сто лет назад
чеховский Треплев: "Нужны новые формы, а если их
нет, то лучше ничего не нужно". По крайней мере, по
сравнению с ним многое на наших сценах покажется
грубой поделкой, как рыночная игрушка по сравнению с
изысканным фарфором.
|

|